Экскурсия 16.01.2021
16 января для наших молодых поисковиков (Белова Ивана и Кирсанова Евгения) с Виктором Андреевым провели экскурсию на объект культурного наследия муниципальной категории "Береговая батарея № 942 Николаевской-на-Амуре военно-морской базы СТОФ".
Цель экскурсии: ознакомить новых, молодых участников Штаба с образцом отечественной фортификации и принципами береговой обороны в период СССР; провести осмотр объекта на предмет его сохранности.
Памятник представляет собой целый комплекс долговременных фортификационных сооружений 1930 гг. постройки. Расположен на м.Большой Чхиль (известно как "Субботино") в 25 км. восточнее от г.Николаевск-на-Амуре.
Изначально Комплекс предназначался для береговой обороны устьевой зоны р.Амур, был вооружен 4 артиллерийскими установками (120-мм пушками Майдзуру), и включал следующие группы сооружений:
-
Огневые позиции с 4-мя орудийными блоками, 10 пулеметных окопов, 2 пулеметные вышки.
-
Командно-наблюдательные сооружения, включающие командный пост, прожекторную площадку; караульное помещение.
-
Охранительные сооружения: 4 пороховых погреба, арсенал, склад, химсклад, нефтехранилище, газоубежище, казарма.
-
Технические сооружения: электростанция и гараж.
-
Жилищно-коммунальные сооружения: 2 жилых дома, баня и конюшня.
Наше внимание было сосредоточено на командном посту, который представляет собой долговременное железобетонное сооружение прямоугольной формы в 1 этаж.
Построен на уровне горизонта и на 75% скрыт под грунтовой обваловкой. Состоит из основной части, скрытой грунтом и входной группы, выходящей на поверхность с противоположной стороны. Основная часть сооружения разделена на 15 помещений с разной функцией: управление, безопасность персонала и бытовые нужды, энергетика, отопление, водоснабжение и водоотведение, вентиляция, связь, хранение. Самое большое из помещений - жилое (14,2 кв.м) для личного состава на 12 койко-мест.
Планировочную структуру поста формируют 3 осевых капитальных стены (продольная и 2 поперечные), поперечные стены имеют продолжение в виде наружных подпорных крыльев со стороны сквозника. Высота железобетонного перекрытия - 2 м. Исключением является перекрытие над тепловым узлом с санузлом - высотой ок. 3 м. Через все помещения проходят шины электропроводки, короба и воздуховоды, трубопроводы. В глухом бетонном полу имеются технологические отверстия, колодцы для водоотведения и охлаждения воды из контура силовой установки. Входная группа усилена снаружи бетонным фартуком. Путь к входу с поверхности возможен через коленчатый сквозник на два хода, закрывающиеся противоштурмовыми решетками. Внешняя стена сквозника имеет каналы воздухозаборника с заслонками для подачи воздуха в систему вентиляции. Сверху стена прикрыта широким козырьком перекрытия. Спуск в сквозник осуществляется по двум бетонным лестницам.
Заметным элементов поста является его цилиндрическая вертикальная трехэтажная башня - рубка управляющего огнем, общей высотой около 8 м. Сообщение между этажами осуществляется по вертикальному трапу, скоб-трапу через 2 люка с откидными крышками. Верхний этаж образует помещение с 4 узкими щелевидными амбразурами для наблюдений. По внутренней южной стороне стены башни проходят шины с электропроводкой и трубы отопления. С наружной северной стороны также проходит скоб-трап. Края плоской крыши башни скруглены (вероятно, здесь могли быть леера ограждения).
Мы показали и осмотрели все помещения Командного поста, оценили их состояние (удовлетворительно); поднялись на один из артиллерийских двориков батареи. Общая протяженность пешеходного перехода от парковки автомобиля до памятника (по льду) составила 3,5 км. Молодые поисковики не много подустали, но остались довольными, с впечатлениями.
Еще эта экскурсия стала пробой к проведению здесь аналогичных выходов для детской аудитории, даже в условиях морозной зимы. Единственным и существенным препятствием для этого является отсутствие микроавтобуса.