Главная / Новости / Экскурсия 16.01.2021

Экскурсия 16.01.2021

← Предыдущая Следующая →
0
409
Экскурсия 16.01.2021

16 января для наших молодых поисковиков (Белова Ивана и Кирсанова Евгения) с Виктором Андреевым провели экскурсию на объект культурного наследия муниципальной категории "Береговая батарея № 942 Николаевской-на-Амуре военно-морской базы СТОФ". 

Цель экскурсии: ознакомить новых, молодых участников Штаба с образцом отечественной фортификации и принципами береговой обороны в период СССР; провести осмотр объекта на предмет его сохранности.

Памятник представляет собой целый комплекс долговременных фортификационных сооружений 1930 гг. постройки. Расположен на м.Большой Чхиль (известно как "Субботино") в 25 км. восточнее от г.Николаевск-на-Амуре.

Изначально Комплекс предназначался для береговой обороны устьевой зоны р.Амур, был вооружен 4 артиллерийскими установками (120-мм пушками Майдзуру), и включал следующие группы сооружений:

  1. Огневые позиции с 4-мя орудийными блоками, 10 пулеметных окопов, 2 пулеметные вышки.
  2. Командно-наблюдательные соору­жения, включающие командный пост, прожекторную площадку; караульное помещение.
  3. Охранительные сооружения: 4 пороховых погреба, арсенал, склад, химсклад, нефтехранилище, газоубежище, казарма.
  4. Технические сооружения: электростанция и  гараж.
  5. Жилищно-коммунальные соору­жения: 2 жилых дома, баня и конюшня.

Наше внимание было сосредоточено на ко­мандном посту, который представляет собой долговременное железобетонное сооруже­ние прямоугольной формы в 1 этаж.

Построен на уровне горизонта и на 75% скрыт под грунтовой обваловкой. Состоит из основной части, скрытой грунтом и входной группы, выходящей на поверхность с противоположной стороны. Основная часть сооружения разделена на 15 помещений с разной функцией: управление, безопасность персонала и бытовые нужды, энергетика, отопление, водоснабжение и водоотведение, вентиляция, связь, хранение. Самое большое из помещений - жилое (14,2 кв.м) для личного состава на 12 койко-мест.

2 л Береговая батарея

Планировочную структуру поста формируют 3 осевых капитальных стены (продольная и 2 поперечные), поперечные стены имеют продолжение в виде наружных подпорных крыльев со стороны сквозника. Высота железобетонного перекрытия - 2 м. Исключением является перекрытие над тепловым узлом с санузлом - высотой ок. 3 м. Через все помещения проходят шины электропроводки, короба и воздуховоды, трубопрово­ды. В глухом бетонном полу имеются технологические отверстия, колодцы  для  водоотведения и охлаждения воды из контура силовой установки. Входная группа усилена снаружи бетонным фартуком. Путь к входу с поверхности возможен через коленчатый сквозник на два хода, закрывающиеся противоштурмовыми решетками. Внешняя стена сквоз­ника имеет каналы воздухозаборника с заслонками для подачи воздуха в систему вентиляции. Сверху стена прикрыта широким козырьком перекрытия. Спуск в сквозник осуществляется по двум бетонным лестницам.

Заметным элементов поста является его цилиндрическая вертикальная трехэтажная башня - рубка управляющего огнем, общей высотой около 8 м. Сообщение между этажами осуществляется по вертикальному трапу, скоб-трапу через 2 люка с откидными крышками. Верхний этаж образует помещение с 4 узкими щелевидными амбразурами для на­блюдений. По внутренней южной стороне стены башни проходят шины с электро­проводкой и трубы отопления. С наружной северной стороны также проходит скоб-трап. Края плоской крыши башни скруглены (вероятно, здесь могли быть лее­ра ограждения).

DSCF0224  DSCF0240

DSCF0246

DSCF0251  DSCF0254

Мы показали и осмотрели все помещения Командного поста, оценили их состояние (удовлетворительно); поднялись на один из артиллерийских двориков батареи. Общая протяженность пешеходного перехода от парковки автомобиля до памятника (по льду) составила 3,5 км. Молодые поисковики не много подустали, но остались довольными, с впечатлениями. 

DSCF0259  DSCF0264

Еще эта экскурсия стала пробой к проведению здесь аналогичных выходов для детской аудитории, даже в условиях морозной зимы. Единственным и существенным препятствием для этого является отсутствие микроавтобуса.